История которую я хочу рассказать длинная и витиеватая, а потому сразу говорю - То что в итоге у меня получилось-пошилось в самом конце статьи. Для тех же кому нравятся рассказы и не чужды копания в истории я начну с самого начала... (историкам моды - если какие либо данные упомянутые мной не верны, очень прошу сообщить об этом)
История моя началась с чтения статьи на сайте Фэшиони об выставке под названием "The Little Black Jacket", так уж случилось по воле судьбы, что я не успела на нее в Токио, но к моей радости, она меня догнала в Тайпее. Фотографии выполнены Карлом Лагерфельдом, на них были представлены изумительные образы разных людей, а так же показана трансформация этого самого Маленького Черного Жакета.
Став обладательницей одного плаката с фотографией Карла, я повесила ее на стену, и тут "Остапа понесло"... Мне стало интересно узнать, а как появился этот самый легендарный жакет, его предистория, вся "соль". Конечно, я не из темного леса и о существовании маленького черного платья и легендарной сумки на цепочке и пр и пр я знаю, но вот истории этих вещей нет, ну или лишь поверхностно...
Когда то у меня уже была попытка создания жакета по мотивам Шанель, в целом получилось не плохо, но на этот раз я решила, если уж делать, то непременно со знанием дела.
Шанель по своей сути была прекрасным маркетологом ну или PR менеджером, ей часто приписывают то, что в сущности не ее заслуга (не надо кидать в меня тапками, я это могу и доказать). Вот взять к примеру такое утверждение "Шанель освободила женщин от корсетов", на самом деле первым это сделал Поль Пуаре, еще до Первой Мировой Войны, а именно в 1910 году.
Но Поль уходит на фронт, а эту идею подхватывает Коко, феминизм был "в моде", она яростно состригает все эти ненавистные ей рюши и бантики и на свет появляется ее виденье женщины, свободной и не скованной цепями предрассудков и канонов.
Увы, Пуаре вернувшись с фронта уже не сможет вскочить в этот отъезжающий вагон, пусть он и отменил корсеты, но от милому его сердцу "украшательств" отказаться он не может. Язвительно отзываясь об Шанель (что стоит например такое "Что изобрела Шанель? Бедность де Люкс?"), он не смог вырвать у нее пальму первенства и вернуть себе любовь публики.
Коко напротив, быстро оценила надвигающуюся эпоху перемен, желание женщин получить простую и удобную для военого времени одежду, и была на взлете. Именно тогда и появляется первый прототип легендарного жакета, хотя в этом кардигане сложно найти хотя бы толику схожести с четкими линиями LBJ... Было это в далеком 1916 году
Прямо скажем, довольно грустный вид. К этому следует добавить, что материалом, который взяла за основу Коко был "текучий" как вода шерстяной трикотаж, и надо добавить что использовали его тогда только для изготовления мужского нижнего белья... Вы себе можете представить тот скандал, который случился после того как она представила эту деталь гардероба? Ан нет жеж, она все таки смогла одеть в него большинство женщин!
Есть еще один прототип жакета, вот он, карманы уже становятся более знакомы, хотя крой еще "гуляет", но он отвечал полностью тенденциям того времени.
Можно представить, если "поженить" кардиган с таким жакетом, то уже получится что то похожее на легендарный жакет от Шанель.
Тут как раз мне и стоит сказать, что в переводе на русский тот самый классический жакет Шанель называется "Кардиган-жакет" и его как раз характеризуют мягкие линии кардигана, удобство, а от жакета добавляется строгость и посадка на фигуру.
Но до этого еще далеко, постепенно крой менялся, Коко экспериментировала стараясь находится на грани между свободой движения и обозначением линии женского тела.
Теперь перенесемся на десятилетия вперед, во времена когда Франция оккупирована Германией... Весьма неприятная история, но все таки история, а потому и об этом стоит упомянуть.
Коко Шанель обвиняют в связях с нацисткой Германией, все дело в том, что у нее новый любовник - немецкий дипломат. Он знакомит ее с одним из лидеров Третьего Рейха Вальтером Шелленбергом и Шанель начинает работать на фашистов. После освобождения Франции по стране покатились аресты тех, кого подозревали в сотрудничестве с Германией, во время допроса она, знаменитая своими колкими высказываниями, выдает фразу "Женщина моего возраста, если ей повезло и она смогла найти любовника, вряд ли станет заглядывать в его паспорт..." Таким образом мадмуазель пыталась выдать эту связь не более чем любовную, хотя как показывает нам история, ситуация была отнюдь не так проста и выходила за рамки альковных дел...
В целом, имея представление о характере Шанель, ее можно понять, она как прекрасный предприниматель (в первую очередь, а уж потом дизайнер) понимала, с немцами надо сотрудничать, что бы не потерять бизнес... (Для тех кого заинтересуют подробности истории, можно узнать тут)
В итоге с ней обошлись довольно мягко, возможно благодаря заступничеству Черчилля, предложив на выбор тюрьму или эмиграцию. Она закрывает свой дом моды, оставляет только производство духов и украшений, покидает страну уехав в Швейцарию. Эту вынужденную эммиграцию можно назвать весьма условной, она часто бывает в Париже, в 1947 году наблюдает за появлением нового стиля в одежде от Диор "Нью Лук" и даже отпускает ехидные замечания, после того как наблюдает на Елисейских полях женщину скованную корсетом - "Только посмотрите, как смешно могут выглядеть женщины, которые носят одежду, сделанную мужчиной, никогда не имевшим ни одной, зато мечтавшим стать ею!"
Многие историки моды утверждают, что Коко вернулась в Париж и открыла свой дом моды вновь не желая более выносить засилье корсетов и кринолинов. Но не слишком ли долго она этого ждала? Ведь открытие дома мод состоялось 1954 году!
На самом деле, Шанель боялась двух вещей, во-первых отношения к ней французов, все еще помнивших ее историю и причину выдворения ее из страны, во -вторых ее шантажировал Вальтер Шелленберг у которого в отличие от французских властей на руках были неопровержимые доказательства сотрудничества Шанель с немцами. Надо сказать, что мадемуазель повезло, ее духи Шанель №5 пользовались громадным спросом и популярностью, настолько, что она могла позволить себе не вести дел, и даже более того, содержать на эти средства Вальтера. В конце концов в 1952 году умирает бывший начальник политразведки службы безопасности Вальтер Шелленберг еще год она раздумывает и проверяет почву, а уже в 1954 возвращается обратно в Париж.
Первая коллекция провалилась во Франции, может от того что Коко предложила на суд публике все те же простые модели, хотя они уже избалованные роскошью Диора не смогли принять подобный стиль.
Пересмотрев свою тактику она не сдается, тут надо отметить, она была гением в сфере бизнеса, ей удается заинтересовать своими моделями американский Вог. Ей удается продвинуть на американский рынок идею "простой и удобной" одежды для женщин, и о чудо! Многие богатые и именитые дамы США выбирают ее костюмы как символ простой элегантности.
После такого следующая коллекция полный триумф, она возвращает себе популярность уже у себя на родине.Как раз вовремя, поскольку если бы не успех, она могла потерять все что имела... Но даже в 70 лет она не боялась так крупно рисковать, уж поистине женщина с сильным характером.
Она работает много и упорно самостоятельно, не доверяет никому, всем недовольная и решительная, распарывает все что ей хоть немного не понравится.
И так, чем же этот жакет отличается от всех остальных?
Для начала она использовала мягкий и податливый твид с крупным переплетением нитей, более того, она не стала его дублировать и садить на жесткий каркас, оставляя ткани право мягко обнимать фигуру женщины. В качестве подклада, натуральный шелк, который для некоторых моделей пришивали вручную потайными стежками к основной ткани. Основное требование к крою было следующим, ни при каких обстоятельствах не должен вызывать дискомфорт, но обязан быть подогнан по фигуре, поднимая руку жакет должен оставаться на месте, отсюда и решение: подкройной бочек, или два на полочке и спинке; узкая пройма, линии которой проходят строго по суставу руки, тем самым обеспечивая полную свободу движения руки, даже при сведенных руках вместе на груди или поднятие рук, это не вызывало проблем с посадкой изделия; рукав 3/4 в плане свободы оптимальный вариант, плюс Шанель любила демонстрировать различные браслеты, к своим запястьям она была менее категорична нежели к своим коленям.
Карманы жакета, по задумке автора, должны были нашиваться в соответствии с удобством заказчицы.
Еще один секрет жакета и новаторство Шанель, она хотела что бы приобретя его девушка могла носить его всю жизнь, как известно женская фигура может потерять стройность, именно для этого в жакете предусмотрены широкие запасы на шов, при желании хозяйка может обратится в ателье компании Шанель и ей расставят (увеличат) размер ее любимой вещи.
Последним штрихом стала знаменитая цепочка по низу жакета (основном по спинке). В связи с тем что жакет выполняется из довольно мягкой и изменчивой ткани - твида, он разряженной структуры да и не продублирован более жестким каркасом, материал может "повести" во время носки. Ко всему прочему часто использовались довольно тяжелые пуговицы (металлические или инкрустированные камнями), отделка на полочке добавляла вес передней части из за этого изделие тянуло и перетягивало спинку. Металлической цепочкой компенсировали этот "недостаток" веса.
Кстати к слову, цепочку необходимо отрезать всякий раз когда вы отдаете жакет в чистку и пришивать вновь...
Далее фотографии процесса изготавливания жакета в наше время, и фильм
Карл Лагерфельд многое сделал для "раскручивания" марки Шанель, уверена, что его работой, мадемуазель была бы весьма довольна. Именно его и была идея назвать кардиган-жакет Шанель - Маленьким Черным Жакетом (LBJ абривеатура), как бы в унисон к Маленькому Черному Платью (LBD), тем самым сосредоточить на этом предмете одежды все внимание. Этим названием он хотел сказать - Ты просто обязан иметь его в гардеробе. Он возвел его в ранг икон моды, а так же "Must have", и даже более того, его серия фотографий которую он создал показывает, что этот предмет одежды универсален, он подходит как женщине, так и мужчине... По сути мода на унисекс, круг замкнулся, когда то Шанель находила идеи для женщин в мужском гардеробе и переносила их без страха быть непонятой, в наше время Карл, решил сделать это вновь и так сказать "компенсировать" потери мужчинам.
Черный он еще и потому, что это универсальный цвет обоих полов, и потому что один из любимых самой Шанель (как известно второй цвет был белый, она то и дело меняла их).
Вот такая вот долгая история маленького жакета...
В наше время многие марки одежды пытаются интерпретировать его, поскольку знают, это 100% попадание, многие модницы непременно приобретут себе подобие легенды...
Мой жакет тоже интерпретация, я скорее хотела воссоздать крой жакета, нежели приблизить максимально внешнее сходство.
Выкройку я делала с одним бочком, рукав с маленькой проймой и очень удобен, правда я сделала его длинным, а не 3/4. Карманы только в один ряд, опять же жакет делала под себя и для себя.
Материал твид с едва заметным блеском на черных нитях, я его продублировала тонкой паутинкой, только по участкам: плечевой пояс, борт, пройма, низ изделия и рукава, окат рукава. (я перестраховщица в этом смысле)
Отделка: полоски ткани выкроены под углом 45 градусов и разлохмачены, карманы накладные с закруглёнными уголками (как у оригинала)
Вот и все, надеюсь что моя история и манера рассказа не обманули вас, я всего лишь хотела рассказать историю жизни легендарной (по моему мнению) женщины, через историю одной вещи. Мне ни в коем разе не приходило в голову опорочить ее, но по моему мнению именно такие детали в полной мере создают по настоящему интересный образ героини.
Став обладательницей одного плаката с фотографией Карла, я повесила ее на стену, и тут "Остапа понесло"... Мне стало интересно узнать, а как появился этот самый легендарный жакет, его предистория, вся "соль". Конечно, я не из темного леса и о существовании маленького черного платья и легендарной сумки на цепочке и пр и пр я знаю, но вот истории этих вещей нет, ну или лишь поверхностно...
Когда то у меня уже была попытка создания жакета по мотивам Шанель, в целом получилось не плохо, но на этот раз я решила, если уж делать, то непременно со знанием дела.
18.01.2010 |
Но Поль уходит на фронт, а эту идею подхватывает Коко, феминизм был "в моде", она яростно состригает все эти ненавистные ей рюши и бантики и на свет появляется ее виденье женщины, свободной и не скованной цепями предрассудков и канонов.
Увы, Пуаре вернувшись с фронта уже не сможет вскочить в этот отъезжающий вагон, пусть он и отменил корсеты, но от милому его сердцу "украшательств" отказаться он не может. Язвительно отзываясь об Шанель (что стоит например такое "Что изобрела Шанель? Бедность де Люкс?"), он не смог вырвать у нее пальму первенства и вернуть себе любовь публики.
Коко напротив, быстро оценила надвигающуюся эпоху перемен, желание женщин получить простую и удобную для военого времени одежду, и была на взлете. Именно тогда и появляется первый прототип легендарного жакета, хотя в этом кардигане сложно найти хотя бы толику схожести с четкими линиями LBJ... Было это в далеком 1916 году
Счастливая Мадмуазель в своем творении |
Есть еще один прототип жакета, вот он, карманы уже становятся более знакомы, хотя крой еще "гуляет", но он отвечал полностью тенденциям того времени.
примерно 1916 год |
Тут как раз мне и стоит сказать, что в переводе на русский тот самый классический жакет Шанель называется "Кардиган-жакет" и его как раз характеризуют мягкие линии кардигана, удобство, а от жакета добавляется строгость и посадка на фигуру.
Но до этого еще далеко, постепенно крой менялся, Коко экспериментировала стараясь находится на грани между свободой движения и обозначением линии женского тела.
Теперь перенесемся на десятилетия вперед, во времена когда Франция оккупирована Германией... Весьма неприятная история, но все таки история, а потому и об этом стоит упомянуть.
Коко Шанель обвиняют в связях с нацисткой Германией, все дело в том, что у нее новый любовник - немецкий дипломат. Он знакомит ее с одним из лидеров Третьего Рейха Вальтером Шелленбергом и Шанель начинает работать на фашистов. После освобождения Франции по стране покатились аресты тех, кого подозревали в сотрудничестве с Германией, во время допроса она, знаменитая своими колкими высказываниями, выдает фразу "Женщина моего возраста, если ей повезло и она смогла найти любовника, вряд ли станет заглядывать в его паспорт..." Таким образом мадмуазель пыталась выдать эту связь не более чем любовную, хотя как показывает нам история, ситуация была отнюдь не так проста и выходила за рамки альковных дел...
В целом, имея представление о характере Шанель, ее можно понять, она как прекрасный предприниматель (в первую очередь, а уж потом дизайнер) понимала, с немцами надо сотрудничать, что бы не потерять бизнес... (Для тех кого заинтересуют подробности истории, можно узнать тут)
В итоге с ней обошлись довольно мягко, возможно благодаря заступничеству Черчилля, предложив на выбор тюрьму или эмиграцию. Она закрывает свой дом моды, оставляет только производство духов и украшений, покидает страну уехав в Швейцарию. Эту вынужденную эммиграцию можно назвать весьма условной, она часто бывает в Париже, в 1947 году наблюдает за появлением нового стиля в одежде от Диор "Нью Лук" и даже отпускает ехидные замечания, после того как наблюдает на Елисейских полях женщину скованную корсетом - "Только посмотрите, как смешно могут выглядеть женщины, которые носят одежду, сделанную мужчиной, никогда не имевшим ни одной, зато мечтавшим стать ею!"
Многие историки моды утверждают, что Коко вернулась в Париж и открыла свой дом моды вновь не желая более выносить засилье корсетов и кринолинов. Но не слишком ли долго она этого ждала? Ведь открытие дома мод состоялось 1954 году!
На самом деле, Шанель боялась двух вещей, во-первых отношения к ней французов, все еще помнивших ее историю и причину выдворения ее из страны, во -вторых ее шантажировал Вальтер Шелленберг у которого в отличие от французских властей на руках были неопровержимые доказательства сотрудничества Шанель с немцами. Надо сказать, что мадемуазель повезло, ее духи Шанель №5 пользовались громадным спросом и популярностью, настолько, что она могла позволить себе не вести дел, и даже более того, содержать на эти средства Вальтера. В конце концов в 1952 году умирает бывший начальник политразведки службы безопасности Вальтер Шелленберг еще год она раздумывает и проверяет почву, а уже в 1954 возвращается обратно в Париж.
Первая коллекция провалилась во Франции, может от того что Коко предложила на суд публике все те же простые модели, хотя они уже избалованные роскошью Диора не смогли принять подобный стиль.
Пересмотрев свою тактику она не сдается, тут надо отметить, она была гением в сфере бизнеса, ей удается заинтересовать своими моделями американский Вог. Ей удается продвинуть на американский рынок идею "простой и удобной" одежды для женщин, и о чудо! Многие богатые и именитые дамы США выбирают ее костюмы как символ простой элегантности.
После такого следующая коллекция полный триумф, она возвращает себе популярность уже у себя на родине.Как раз вовремя, поскольку если бы не успех, она могла потерять все что имела... Но даже в 70 лет она не боялась так крупно рисковать, уж поистине женщина с сильным характером.
Она работает много и упорно самостоятельно, не доверяет никому, всем недовольная и решительная, распарывает все что ей хоть немного не понравится.
И так, чем же этот жакет отличается от всех остальных?
Для начала она использовала мягкий и податливый твид с крупным переплетением нитей, более того, она не стала его дублировать и садить на жесткий каркас, оставляя ткани право мягко обнимать фигуру женщины. В качестве подклада, натуральный шелк, который для некоторых моделей пришивали вручную потайными стежками к основной ткани. Основное требование к крою было следующим, ни при каких обстоятельствах не должен вызывать дискомфорт, но обязан быть подогнан по фигуре, поднимая руку жакет должен оставаться на месте, отсюда и решение: подкройной бочек, или два на полочке и спинке; узкая пройма, линии которой проходят строго по суставу руки, тем самым обеспечивая полную свободу движения руки, даже при сведенных руках вместе на груди или поднятие рук, это не вызывало проблем с посадкой изделия; рукав 3/4 в плане свободы оптимальный вариант, плюс Шанель любила демонстрировать различные браслеты, к своим запястьям она была менее категорична нежели к своим коленям.
Карманы жакета, по задумке автора, должны были нашиваться в соответствии с удобством заказчицы.
Еще один секрет жакета и новаторство Шанель, она хотела что бы приобретя его девушка могла носить его всю жизнь, как известно женская фигура может потерять стройность, именно для этого в жакете предусмотрены широкие запасы на шов, при желании хозяйка может обратится в ателье компании Шанель и ей расставят (увеличат) размер ее любимой вещи.
Последним штрихом стала знаменитая цепочка по низу жакета (основном по спинке). В связи с тем что жакет выполняется из довольно мягкой и изменчивой ткани - твида, он разряженной структуры да и не продублирован более жестким каркасом, материал может "повести" во время носки. Ко всему прочему часто использовались довольно тяжелые пуговицы (металлические или инкрустированные камнями), отделка на полочке добавляла вес передней части из за этого изделие тянуло и перетягивало спинку. Металлической цепочкой компенсировали этот "недостаток" веса.
Кстати к слову, цепочку необходимо отрезать всякий раз когда вы отдаете жакет в чистку и пришивать вновь...
Далее фотографии процесса изготавливания жакета в наше время, и фильм
Карл Лагерфельд многое сделал для "раскручивания" марки Шанель, уверена, что его работой, мадемуазель была бы весьма довольна. Именно его и была идея назвать кардиган-жакет Шанель - Маленьким Черным Жакетом (LBJ абривеатура), как бы в унисон к Маленькому Черному Платью (LBD), тем самым сосредоточить на этом предмете одежды все внимание. Этим названием он хотел сказать - Ты просто обязан иметь его в гардеробе. Он возвел его в ранг икон моды, а так же "Must have", и даже более того, его серия фотографий которую он создал показывает, что этот предмет одежды универсален, он подходит как женщине, так и мужчине... По сути мода на унисекс, круг замкнулся, когда то Шанель находила идеи для женщин в мужском гардеробе и переносила их без страха быть непонятой, в наше время Карл, решил сделать это вновь и так сказать "компенсировать" потери мужчинам.
Черный он еще и потому, что это универсальный цвет обоих полов, и потому что один из любимых самой Шанель (как известно второй цвет был белый, она то и дело меняла их).
Вот такая вот долгая история маленького жакета...
В наше время многие марки одежды пытаются интерпретировать его, поскольку знают, это 100% попадание, многие модницы непременно приобретут себе подобие легенды...
Мой жакет тоже интерпретация, я скорее хотела воссоздать крой жакета, нежели приблизить максимально внешнее сходство.
Выкройку я делала с одним бочком, рукав с маленькой проймой и очень удобен, правда я сделала его длинным, а не 3/4. Карманы только в один ряд, опять же жакет делала под себя и для себя.
Материал твид с едва заметным блеском на черных нитях, я его продублировала тонкой паутинкой, только по участкам: плечевой пояс, борт, пройма, низ изделия и рукава, окат рукава. (я перестраховщица в этом смысле)
Посадку изделия делала под себя, у меня довольно крутой перепад между талией и бедрами...
Отделка: полоски ткани выкроены под углом 45 градусов и разлохмачены, карманы накладные с закруглёнными уголками (как у оригинала)
Вот и все, надеюсь что моя история и манера рассказа не обманули вас, я всего лишь хотела рассказать историю жизни легендарной (по моему мнению) женщины, через историю одной вещи. Мне ни в коем разе не приходило в голову опорочить ее, но по моему мнению именно такие детали в полной мере создают по настоящему интересный образ героини.
Хотела узнать, нужно ли в пост вставлять сложные лекала ну или схемы их разработки? Может кому пригодится...
ОтветитьУдалитьПотрясающая статья! С удовольствием прочитала и со многим согласилась)))
ОтветитьУдалить